Башкирский портал.
 добавить в избранное
 RSS лента
. : Главная : . Происшествия Стихи Музыка Литература Недвижимость Знакомства Башфорум
Башкирский язык Башкирские сайты История Государство Магазин Общение Создание сайтов Интересное

    
Поиск
 
    
Популярные новости:
  • Шаман из Якутии «идущий изгонять Путина» устроил массовый митинг в Чите
  •     
    Заработок для сайтов
        
    Партнеры

    Республиканская молодежная газета 'Йэшлек'(архив)
        
    Календарь

    Июль 2019 (5)
    Январь 2019 (2)
    Ноябрь 2018 (20)
    Апрель 2018 (8)
    Март 2018 (13)
    Февраль 2018 (2)
        
    Полезное

    |
        
    Реклама
    M



    Башкирия до татаро-монгольского нашествия (X-XII вв.)

    Новости » История
    1. Сохранившиеся письменные источники застают башкирский народ на территории Южного Урала. Самые ранние сведения о башкирах относятся к IX-X векам. Арабские и персидские писатели IX-XIII веков упоминают о башкирах, как о самостоятельном народе, занимавшем почти ту же территорию, которая оставалась неизменной до XVIII века. Башкиры считаются древнейшими жителями края, они обитали по обеим сторонам Уральского хребта, между Волгой, Камой, Тоболом и верхним течением Яика (Урала).
    Соседями башкир были камские булгары, печенеги, гузы и мадьяры. Соседство башкир с мадьярами и временами тесное общение с ними давали повод некоторым историкам считать их за один народ. Это отождествление нередко можно встретить в сообщениях древних писателей. При этом указывается на территорию, занимаемую этими народами между булгарами и печенегами. Арабский писатель Ибн-Рустэ (около 912 года) пишет: «Между землею печенегов и землею булгарских Эсгель лежит первый из краев маджарских. Маджары это – тюркское племя. Живут они в шатрах и перекочевывают с места на место, отыскивая кормовые травы и удобные пастбища.
    Маджары поклоняются огню». В «Книге видов земли» Эль-Балхи сообщается, что часть «башджаров граничит с печенегами. Они и печенеги – тюрки и они, близкие соседи румийцев, то есть Византийского государства» .
    Подобные утверждения мы находим и в сообщениях западных путешественников – Юлиана, Плано-Карпини и Рубрука, которые, находя некоторое сходство в языках башкир и мадьяр, считают их также за один народ. Ссылаясь на сообщения этих писателей и путешественников, В. Н. Витевский, В. Филоненко и некоторые другие историки делают вывод, что башкиры и мадьяры один и тот же народ. Однако считать этот вывод обоснованным достоверными источниками нельзя. Известно, что башкиры в определенное время были соседями мадьяр и, возможно, находились в тесном общении с ними. Но это далеко недостаточно для того, чтобы принять тех и других за один народ.
    Историк Абул-Газы Богадур-хан неоднократно упоминает о башкирах и мадьярах, как об отдельных народах. В преданиях и родословных башкир также нет никаких указаний на родственность башкир с мадьярами. Посол арабского халифа Мухтадира к камским булгарам Ибн-Фадлан, проехавший через Башкирию в 922 году, говорит о гузах, булгарах и печенегах, как о соседях башкир, но не упоминает о мадьярах.
    Таким образом, по дошедшим до нас источникам, относящимся к X веку, мы знаем о башкирах, как о самостоятельном народе. Арабские и персидские путешественники, посещавшие район Южного Урала в IX и X веках с миссионерскими и торговыми целями, встречали здесь башкир в качестве уже коренного господствующего населения. Ибн-Фадлан сообщает о тюркском народе «башгирд», который кочевал за камскими булгарами в соседстве с печенегами. Он пишет: «Мы оставались у печенегов один день, потом отправились и остановились у реки Джайк (по-видимому, река Яик – А.У.). Потом мы ехали несколько дней и переправились через реку Джаха, потом после же через реку Азхан, потом через Бадэжа, потом через Самур (по-видимому, река Самара. – А.У.), потом через Кабал (по-видимому, река Кинель. – А.У.), потом через реку Сух (по-видимому, река Сок. – А.У.), потом через реку Канджалу, и вот мы прибыли в страну народа турок, называемого Эль-Башгард». Несмотря на свою многочисленность, посольство «остерегалось их (башкир. – А.У.) с величайшей осторожностью», так как башкиры были «самые могущественные из них», то есть из тюркских племен, обитавших в этом крае.
    К первой половине X века относится ценное сообщение о башкирах другого арабского писателя – Абу-Заид-Эль-Балхи, который делит башкир на внутренних и внешних.
    По сообщению этого писателя, башкиры были данниками булгар, власть которых в XI–XIII веках распространялась на всю территорию до Каспийского моря. Эль-Балхи в «Книге видов земли» пишет: «От внутренних башджаров до Булгара 25 дней... Башджары разделяются на два племени, одно племя живет на самой границе Гузии, то есть Гузов – Куман – близ булгар. Говорят, что оно состоит из 2000 человек, которые так хорошо защищены своими лесами, что никто не может покорить их. Они подвластны булгарам. Другие башджары граничат с печенегами. Они и печенеги – тюрки». Если башкиры, жившие ближе к булгарам и представлявшие западных башкир, были малочисленны и состояли под властью булгар, то «внешние» башкиры были более многочисленны и независимы.
    О восточных или уральских башкирах, кроме Ибн-Фадлана и Эль-Балхи, говорится в сочинениях Эдриси (около половины XII в.), Якута (в начале XIII в.), Ибн-Саида (около половины XIII в.), Казнави (около того же времени) и Димешки (начало XIV в.). Эдриси говорит о башкирах, живущих у истоков Камы и около Урала. Называет он их «басдасерт» или «басджерт». Якут, Ибн-Абдаллах Эль-Хамави (1178–1229 гг.) составитель арабского географического энциклопедического словаря, материал которого частью заимствуется у других арабских путешественников и географов и частью восполняется на основе личных наблюдений составителя, говорит о «хребте башкир», находящихся в «седьмом климате». Под этим хребтом он, очевидно, разумел Урал. Ибн-Саид также пишет, что «земля башкир лежит в седьмом климате». Далее он сообщает, что большая часть башкирских жилищ находится на берегах Думы (вероятно, река Дема.– А.У.), что страна их принадлежит к странам, которые завоевали татары и жителей которых они грабили, что башкиры обращены в ислам ученым туркменом, который дал им наставления в мусульманских обрядах.
    Западные путешественники XIII века, посещавшие страну башкир, склонны были принять их за предков мадьяр или венгров. Так, монах Рубруквис, фламандец по происхождению, ездивший с миссией в Монголию, пишет французскому королю Людовику IX следующее: «Пропутешествовав около 12 дней от реки Итили (Волга), мы встретили другую большую реку, называемую Ягак (Яик), которая течет с севера из страны паскатир (башкир). Язык паскатир тот же, что и венгров; они все пастухи, не имеют ни городов, ни селений. Из этой страны паскатир вышли некогда гунны, названные потом венграми». Другой путешественник – монах Плано-Карпини, посланный папой Иннокентием IX ко двору великого монгольского хана, говорит, что «непосредственно на север от России живут мордвины и билеры (булгары), а там бастраки (башкиры), т. е. великая «Венгрия».
    В настоящей работе мы не ставим перед собой задачу подробного рассмотрения племенного происхождения башкирского народа. Этот вопрос является предметом специального исследования и требует привлечения данных археологии, антропологии, этнографии и языка. Добавим лишь еще несколько строк о мадьярах, поскольку древние источники связывали их с башкирами.
    Мадьяры уже в начале VI столетия скитались на территории нынешней Башкирии. Окруженные тюркскими и другими племенами, они были сравнительно слабы. В конце IX века большая и основная масса их двинулась через степи восточной Европы на запад и утвердилась на кочевье в степях Среднедунайской низменности (Паннонии). В составе их, по свидетельству тогдашнего Византийского императора Константина Багрянородного, были и сожительствовавшие с уграми тюркские племена, среди которых могли быть в каком-то количестве и башкиры, увлеченные передвижением угров с Востока на Запад. Эта примесь была настолько велика, что другой византийский император – Лев VI, писавший об уграх, или венграх Паннонии, говорит о них, как о сборище разных народов. Можно полагать, что башкиры, находившиеся в соседстве и в постоянном общении с мадьярами в Приуралье, могли быть в какой-то степени перемешанными с ними и в языковом отношении. Мадьяры, оставшиеся на Урале, вероятно, смешались с башкирами и постепенно потеряли свой прежний племенной облик.
    В составе башкирского народа имелись роды, названия которых напоминают названия племен и народов, известных в истории до первоначальных письменных известий о башкирах. Таковы: кипчаковцы, билярцы (булгары), киргизцы (очевидно, казахи), кара-катайцы и бала-катайцы (под такими названиями были племена, жившие между Средней Азией и Китаем), бурзянцы, табынцы, зилаирцы и др. Под названием зилаирцев, как пишет Абуль-Газы, в «древнейшие времена» на границе Китайской империи обитало одно племя. Сначала оно было подвластно Китаю, а затем – монголам. Впоследствии зилаирцы подверглись опустошительному разорению и истреблению. О дальнейшей судьбе зилаирцев автор не рассказывает. Но известно, что в нынешнем Зилаирском районе Башкирской АССР жили башкиры зилаирского рода. О племени бурзянцев арабские историки пишут, начиная с V века нашей эры. По их сведениям, бурзянцы были многочисленны, и территория, занятая ими, граничила с Хивинским ханством. Когда арабы в первой половине VII века напали на Хорезм, бурзянцы участвовали в отражении нападения арабов. Об этом упоминает в одном своем стихотворении арабский поэт VII века Абу-Нахим-Эт-Тимими. Известно, что среди башкир имеется древнейший и многолюдный род бурзянцев.
    Мы не имеем достаточных и достоверных данных для утверждения того, что башкирский род кипчаковцев происходит именно от известной Кипчаковской орды или от дешт-кипчаковцев. Точно также трудно утверждать, что башкирский род зилаирцев происходит от тех зилаирцев, которые жили на границе Китая еще до возвышения империи Чингис-хана и т.д. Но можно сделать вывод, что башкиры не представляли собой единого племени, в их состав входили также представители других племен и народов. На это указывают названия древнейших башкирских родов. Слишком резкое отличие башкирских диалектов, сохранившихся по сей день, на наш взгляд, также является некоторым подтверждением высказанного нами предположения.
    Следует напомнить чрезвычайно важное положение Энгельса о том, что диалект является языком племени и что возникновение и развитие диалектов нужно искать в конкретной истории племен, а возникновение и развитие языков – в конкретной истории народов и племенных объединений.
    В советское время изучение этого вопроса значительно шагнуло вперед. Если мы еще не имеем специальных работ об образовании башкирской народности, то достижения советской науки дают возможность делать некоторые выводы о башкирах. Они позволяют установить, что сложение башкирской народности, как и других
    народностей СССР, произошло в результате длительного процесса. В образовании ее участвовали не только различные тюркские племена, как утверждает одна группа историков, и не только угро-финские, как говорит другая группа, но и древнейшие племенные объединения, издавна населявшие территорию Башкирии и в языковом отношении находившиеся еще на яфетической стадии развития. Большая заслуга в новой постановке вопроса о происхождении различных народов СССР принадлежит академику Н.Я. Марру, исследования которого показали всю ошибочность отождествления древних племенных образований с современными нациями.
    Язык создавался в течение многих столетий. Различные виды языков возникли в результате соприкосновенния и скрещения различных родов и племенных групп, объединенных не всегда по кровному признаку, а обусловленных социально-экономическими отношениями. «Нет ни одного языка, – говорит Н.Я. Марр, – ни одного народа, ни одного племени (и при возникновении не было) простого несмешанного вида, или, по нашей терминологии не скрещенного». В другом месте он пишет: «Необходимо подойти к языку не как к однородному массиву, а как к составу из различных наслоений, отложений, получившемуся в результате скрещения различных социальных группировок, впоследствии этнических образований с их у каждого особой уже сложившейся звуковой речью, или в результате отложений стадиальных трансформаций, произведенных жизнью самого народа-языка в зависимости, разумеется, от всех языкотворческих факторов». Выдвинутое Н.Я. Марром теоретическое положение несомненно вносит ясность в вопрос о происхождении башкир и формировании их в народность.
    В образовании башкирской народности, наряду с башкирскими племенами IX–X веков, несомненно участвовали и более ранние племенные объединения, «носители древнейших местных культур бронзового и железного веков», что не исключает прихода представителей отдельных племен со стороны и смешения их с башкирскими, и, наоборот, ухода отдельных родов башкирского племени и вливания их в состав другого племени или народности. При таком представлении о процессе сложения башкирского народа становится понятным, почему современники еще в XIII веке могли говорить о тождестве мадьярского и паскатирского (башкирского) языков и назвать страну бастарков (башкир) «великой Венгрией» . Когда часть племен, входивших в башкирский племенной союз, переселилась в венгерскую низменность (Паннонию), процесс образования отдельных народностей только еще начался. Вполне естественно поэтому, что путешественникам того времени язык отдельных частей этого племенного объединения мог казаться то одинаковым, то неодинаковым, то более тюркским, то мадьярским (или венгерским), то, наконец, непохожим ни на тот, ни на другой.
    Если первые достоверные источники упоминают о башкирах в IX–X веках, то это вовсе не значит, что на этом месте башкиры живут только с того времени, тем более, что ни один из источников не говорит нам о приходе башкир, как народности, в Приуралье из других мест. Было бы неправильным искать также прародину современных башкир. Они, как сложившийся народ, на занимаемую ими теперь территорию ниоткуда не приходили, как народность с несомненным преобладанием тюркских элементов, башкиры сложились на этой территории в результате длительного исторического процесса. Башкирский народ устами своих «сэсэнов» в поэтическом переложении говорит об этом же. Один из героев древнего башкирского эпоса, восхваляя красоту своей страны, подчеркивает, что родина предков башкир находится «здесь»:

    Отец мой здесь, прадед мой здесь,
    Моя мать снохой была здесь,
    Пуповину мою перерезали здесь,
    Косяки стад наших паслись здесь...

    Вопроса о происхождении башкир мы коснулись лишь в связи с полемикой с теми историками, которые говорят о мадьярском (угорском) происхождении башкир.
    Итак, с X столетия мы можем рассматривать башкир как народ, обитающий на обширной территории Южного Урала и Приуралья. Край этот на редкость богат. В недрах земли залегали медные и железные руды и много других ценных металлов и минералов. Но эти богатства тогда имели мало значения, так как башкиры долгое время ими почти не пользовались. Для пастушеского народа гораздо большее значение имели фауна и флора страны.
    Башкиры были кочевниками-скотоводами. Но кроме того, они занимались охотой, рыболовством и пчеловодством (бортничеством).
    Природные условия благоприятствовали ведению такого хозяйства. Рассматривая «экономический базис» древних пастушеских народов Востока, Энгельс указывал, что там «население в высшей степени редко: оно гуще только в месте жительства племени, вокруг которого лежит широким поясом прежде всего область охоты, затем нейтральный защитный лес, отделяющий его от других племен». Вышеупомянутый арабский писатель Эль-Балхи, посетивший Башкирию и Булгарское царство в первой половине X века, сообщает о таком же «нейтральном защитном лесе», о котором говорит Энгельс. Эль-Балхи пишет, что башкиры «так хорошо защищены своими лесами, что никто не может покорить их». Уральские горы были естественной и надежной преградой. Об этой роли Урала сохранилась народная песня (кубаир), в которой поется: «Эй, Урал мой, Урал мой! Ты оружие для защиты народа от врагов.»
    Растительность и животный мир Южного Урала в Приуралья отличались большим богатством. Западные склоны Южного Урала, приблизительно до реки Белой, одеты были, как и теперь, хвойными и лиственными лесами, в которые вкраплены были значительные полосы степи с тучным черноземом. Большие леса покрывали и южную часть Башкирии, между реками Яиком, Сакмарой и Иком (притоком Сакмары). Северо-западную Башкирию, по левую сторону реки Белой до реки Стерли и Ашкадара, занимали луга вперемежку с участками лиственных лесов. Такой же характер имела и северо-восточная часть области, занятой башкирами, до верховьев Яика (Урала) и верховьев реки Уя. Остальная часть Башкирии представляла собой ковыльную степь с тучным черноземом и участками лиственных лесов. На территории Башкирии много рек и озер.
    Обширный и богатый край изобиловал разнообразными животными. В Башкирии водилось множество зверей (медведи, волки, рыси, россомахи, лисицы красные и чернобурые, куницы, белки, горностаи), лоси, олени, дикие козы, дикие лошади и прочие. Богат и разнообразен был и мир пернатых. Здесь водились гуси, лебеди, утки, журавли, аисты, баба, драхвы и все породы охотничьих птиц – беркуты, кречеты, соколы. В дуплах деревьев богатого девственного леса гнездилось несметное количество диких пчел, собиравших мед с лесных и луговых цветов. Реки и озера Башкирии изобиловали всевозможною рыбою, с Волги сюда заходили осетр, белуга и стерлядь.
    О богатстве и красоте края много говорится в древнем башкирском эпосе. В эпической поэме «Ирекбай», относящейся к эпохе борьбы с гнетом и деспотизмом ханов, поется:

    Такой чудесной красоты
    Никто от века не видал,
    Но и опасностей таких -
    Никто нигде не испытал.
    В том крае солнца ясный взор
    Всегда улыбкою сиял,
    Глубины тамошних озер
    До дна лучами озарял;
    Луна и звезды по ночам
    Казались ярче и крупней,
    И всё сверкало, всё цвело
    Под властью огненных лучей.
    Потоки рек с высоких гор
    Сбегали шумною струей,
    Цветы и травы на лугах
    Кустам равнялись высотой;
    Пестрел долин узор цветной,
    А неприступный темный лес
    Свою вершину упирал
    В прозрачный синий свод небес;
    У птиц полет был так могуч,
    Что не окончив за день путь,
    Они на месяц золотой
    Садились ночью отдохнуть.
    А звери в девственных лесах,
    Когда сражались меж собой,
    Стволы деревьев вековых
    Тогда валил их шумный бой...
    А птичий гам и рев зверей
    Сознанье в ужас повергал...

    Обсудить на форуме
    Поделиться:
    Источник не указан
    Автор не указан

    Страница 1 из 3 | Следующая страница
     
    | Напечатать | Комментарии (0)
    [16 февраля 2017] | Просмотров: 3013 Опубликовал: admin Оцени статью!

    Другие новости по теме:
  • БАШКИРЫ В СИРИЙСКОМ ГОРОДЕ АЛЕППО.
  • Башкирия - 450 лет в составе России
  • Башкирия IX-XIII вв.
  • Этногенез и этническая история башкирского народа.
  • О башкиро - венгерских этнических связях.
  • Первые письменные сведения о башкирах.
  • Башкирия IX-XIII вв.

  • Информация
    Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.

    Новости Уфы. История, культура Республики Башкортостан

    {announce}
    {inform_bashtar}
    Новости
      Шаман из Якутии «идущий изгонять Путина» устроил массовый митинг в Чите 
      Почему молодежь Башкортостана уезжает из республики? 
      Наконец-то: Во Всемирном курултае башкир сменится руководство 

    башкирская культура

      Ответ Белому шуту 
      Почему татарские актеры отказались сниматься в сериале «Зулейха» с Чулпан Хаматовой 
      В Башкортостане не забывают корни, даже если это идет вразрез политики нынешнего президента 

    история башкир

      Род древних башкир был сопоставим по размеру с хазарами. 
      ҠАНИФА ЮЛЫ 
      История не терпит лжи: открытое письмо башкирских историков 

    башкирская литература

      Яңы йыл байрамы 
      Әнисә Таһирова – ул башҡорт шиғриәте юғарылығы 
      Беренсе кластар өсөн байрам сценарийы 
      Яңы йыл 
      Яңы йыл тураһында шиғырҙар 
      ПО КРОВИ НЕ БАШКИР 
      «ДЕКАБРИСТЫ» И «ОЛИМПИЙЦЫ» 
      Һаумы Яңы йыл! 
      Башкирский Дед Мороз 
      Яңы йыл менән, дуҫтар! 
      Ап-аҡ ҡарға баҫа Яңы йылым 

    Башкирская политика

      Смерть национальной журналистики Башкирии. Почему никого не нужно спасать? 
      "Мы никогда не были экстремистами": активисты "Башкорта" ответили Радию Хабирову 
      Фарс, диктатура и политическая незрелость команды Хабирова: итоги V Всемирного курултая башкир 

    башкирская кухня

      Кыҙыл эремсек 
      Как использовать микроволновку? 
      Как приготовить плов из баранины 

    Слово автору

      ПО КРОВИ НЕ БАШКИР 
      Салауат ӘБҮЗӘР: БЕҘ! 
      Подвиг штрафников-танкистов. Грузия 1992 г. 
    У нас имеется
    ширинов
    . © bash-portal.ru 2008. Создание сайта www.ak-ufa.ru
    Башпортал - Баш-портал. Все о Башкортостане - уфимский журнал - культура, литература, новости уфы, политика, музыка и песни бесплатно, видео новости, обзор прессы, СМИ, башкирские шрифты. При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на www.bash-portal.ru обязательна. Данная информация предназначена для лиц старше 18 лет.
    Обратная связь | Размещение рекламы на портале | О проекте
    .