Башкирский портал.
 добавить в избранное
 RSS лента
. : Главная : . Происшествия Стихи Музыка Литература Недвижимость Знакомства Башфорум
Башкирский язык Башкирские сайты История Государство Магазин Общение Создание сайтов Интересное

    
Поиск
 
    
Популярные новости:
    
Заработок для сайтов
    
Партнеры

Республиканская молодежная газета 'Йэшлек'(архив)
Самая свежая информация купить женскую зимнюю куртку в интернет магазине у нас. | Самая актуальная информация газоблок купить киев на нашем сайте.
    
Календарь

Июль 2019 (5)
Январь 2019 (2)
Ноябрь 2018 (20)
Апрель 2018 (8)
Март 2018 (13)
Февраль 2018 (2)
    
Полезное

|
    
Реклама
M



Тюркская теория происхождения башкирского народа.

Новости » История
По дошедшим до нас источникам, о башкирах как о тюрках сообщают арабские, персидские и среднеазиатские авторы. Остановимся на наиболее важных источниках. Впервые этнографическое описание башкир дал Ибн-Фадлан — посол багдадского халифа аль Муктадира к царю волжских булгар. Он побывал среди башкир в 922 году. Во время своего путешествия вел путевые записи. Сведения Ибн-Фадлана уникальны для разработки этногенеза башкир. Поэтому остановлюсь на них подробнее. Рукопись Ибн-Фадлана считалась утерянной. Часть его рукописи была известна ученым по компиляции великого арабского географа ХIII в. Якута. Однако, в 1923 г., т.е. спустя 1000 лет после пребывания Ибн-Фадлана среди башкир, его рукопись «Книга путешествий» была обнаружена в Иране, в г.Мешхеде в библиотеке Равза среди древних рукописей, Ахметзаки Валидовым, эмигрировавшим в это время из Туркестана в Иран. Впоследствии «Книга путешествий» была анализирована А.-З.Валидовым и защищена в качестве докторской диссертации в Венском университете. В 1939 г. в Лейпциге было опубликовано исследование А.-З.Валидова «Ibn Fadlans Reisebericht…». На русском или башкирском языках «Путешествия Ибн-Фадлана» Валидова нет, а на немецком — в библиотеках отсутствует. В «Истории башкир» (Уфа, 1994) Валидов дал только комментарии сведениям Ибн-Фадлана о башкирах. Поэтому мы используем перевод, сделанный академиком И.Ю.Крачковским. «Мы оставались у печенегов один день. Потом отправились и остановились у реки Джайх (Яик), — пишет Ибн-Фадлан. — Потом мы ехали несколько дней и переправились через реку Джаха (Чаган), потом после нее через реку Ирхиз (Иргиз), потом через Бачаг (Моча), потом через Самур (Самар), потом через Кинел (Кинель), потом через реку Сух (Сок), потом через реку Ка(н)джалу (Кундурча), и вот мы прибыли в страну народа турок, называемого аль-Башгирд (подчеркнуто мною. — Р.Я.) (Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. Перевод, комментарии и редакция академика И.Ю.Крачковского. М.-Л., 1939. С. 66). По мнению Валидова, посольство остановилось у самарских башкир. Он же считает, что, по Ибн-Фадлану, башкиры жили на Урале, соседями их с юга были огузы, по р.Яик — печенеги, на западе по рр. Сок и Черемшан — булгары (История башкир. С.13). Башкиры, по утверждению Ибн-Фадлана, были воинственными и могущественными, которых он и его спутники (всего «пять тысяч человек», включая военную охрану) «остерегались… с величайшей опасностью». Они занимались скотоводством. Мужчины брили бороду. Башкиры почитали двенадцать богов: зимы, лета, дождя, ветра, деревьев, людей, лошадей, воды, ночи, дня, смерти, земли и неба, среди которых главным был бог неба, который объединял всех и находился с остальными «в согласии и каждый из них одобряет то, что делает его сотоварищ». Некоторые башкиры обожествляли змей, рыб и журавлей. Наряду с тотемизмом Ибн-Фадлан отмечает у башкир и шаманизм. Видимо, среди башкир начинает распространяться ислам. В составе посольства был один башкир мусульманского вероисповедания. Таким образом, по свидетельству Ибн-Фадлана, башкиры — тюрки, живут на южных склонах Урала и занимают обширную территорию до Волги, их соседями на юго-востоке были печенеги, на западе — булгары, на юге — огузы. Известный историк и путешественник ал-Масуди (умер в 956 г.) пишет, что причиной движения тюркских племен в IХ веке в Европу была борьба «у моря Гурганча» (Аральское море) «между…четырьмя тюркскими племенами баджанак, баджане, баджгард (подчеркнуто мною. — Р.Я.) и наукерде, с одной стороны, и гузами, каблуками и кимаками, с другой» (Н.Я.Гаркави. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. СПб., 1870. С.148). Он же сообщает, что тюркские племена баджане, баджанак, баджгард и наукерде были соседями хазар и алан, участвовали в войне с Византией за город Валандар. В другом месте, рассказывая о Черном море, он свидетельствует: «по показаниям астрономов и древних ученых об этом море выходит, что море булгар, руссов, нагайцев, печенегов и баджгардов — последние три народа тюрки — не что иное как Черное» (Д.А.Хвольсон. Известия о хазарах, буртасах, булгарах, мадьярах, славянах и руссах Абу-Али Ахмеда бен Омара Ибн-Даста, неизвестного доселе арабского писателя начала Х века. СПб., 1869. С.104). Арабский автор XII в. Шариф Идриси (умер в 1162 г.), краткие сведения которого о башкирах опубликовал на русском языке Хвольсон (с. 106), сообщает, что башкиры живут у истоков Камы. Наиболее полное изложение материалов Идриси о башкирах дает в «Истории башкир» Валидов (с. 14-16). Идриси говорит о «внешних» и «внутренних» башкирах. «Внешние» башкиры (имеются в виду уральские) живут в степях и пустынях. Дороги очень плохие. В верховьях Яика имеется маленький город Немжан. От этого города в восьми днях дороги находится гора Ирендек. Там более 1000 человек заняты плавкой меди в печах. Плавленая медь отправляется на продажу в Хорезм и Ташкент. Добытые здесь лисьи и бобровые меха доставляются в сторону Хазарского моря. В горах и реках находятся очень ценные камни. От Немжана за восемь дней можно попасть в большой и порядочный город Гурхан. Он расположен в северной части реки Агидель. В Гурхане, в отличие от других тюрков, делают красивые и качественные предметы искусства, седла и оружие. Страна «внутренних» башкир (соседи булгар) расположена в десяти днях пути к северу от Каракыя. Здешние башкиры очень сильные духом и героические люди. Одежда у них одинаковая с булгарской, одевают они длинные халаты». Ценные сведения о башкирах содержатся в «Сборнике летописей» (Т.1. Кн.1. М.-Л., 1952) Рашид ад-Дина (1247—1318). Следует отметить, что при создании этого труда автору помогали ученые из китайцев, монголов, индийцев, европейцев и др. Были широко использованы устные предания и другие источники тех народов, которые получили освещение в этом огромном описании. Характерно, что у Рашид ад-Дина башкиры упоминаются три раза и всегда в числе крупных народов. «Когда же пришла очередь ханствования и господствования над миром Чингис-хану, его знаменитому роду и его великим преемникам, то они завоевали и сделали покорными себе все государства населенной части мира, состоящей из Северного Китая, Южного, из Индии и Синда, Мавераннахра и Туркестана, Сирии и Византии, стран асов и руссов, черкесов и кипчаков, келаров и башкир, короче говоря, все то, что простирается с востока на запад и с севера на юг» (с.66). Касаясь границ некоторых местностей, где расселены тюркские народы, Рашид ад-Дин пишет: «Точно также народы, которых с древнейших времен и до наших дней называли и называют тюрками, обитали в степях, пространствах, в горах и лесах областей Дешт-и-Кипчака, руссов, черкесов, башкиров Таласа и Сайрама, Ибира и Сибира, Булара и реки Анкары» (с. 73). Характеризуя татар, он отмечает: «...еще и поныне в областях Хитая, Хинда и Синда, в Чине и Мачине, в стране киргизов, келаров и башкир, в Дешт-и-Кипчаке, в северных от него районах, у арабских племен, в Сирии, Египте и Марокко все тюркские племена называют татарами» (с. 103). Махмуд Кашгари в своем энциклопедическом «Словаре тюркских языков» (1073—1074 гг.) в рубрике «Об особенностях тюркских языков» перечисляет башкир в числе двадцати «основных» тюркских народов. А язык башкир, пишет он, очень близкий к кипчакскому, огузскому, киргизскому и др., т.е. тюркский (Девону луготит турк. 1 том. Тошкент. С. 66 б). П.И.Рычков (1712—1777) в «Истории Оренбургской» (СПб., 1759) пишет: «Сей народ (башкиры. – Р.Я.) по известиям самих башкирцев один с ногайцами, и жили около сибирских ханов, они ушли под предводительством своего хана Тюрея за реки Яик и Волгу. Башкиры отказались от предложения ногайцев переселиться вместе с ними на юг. За это ногайцы прозвали их «башкурт», т.е. «главный волк или вор» (с. 10). Известные историки Т. Мюллер и И.Г.Георги также связывали происхождение башкир с ногайцами. Убежденным сторонником тюркской теории происхождения башкир был В.М.Флоринский. Он в журнале «Вестник Европы» выступил с большой статьей «Башкирия и башкиры» (кн.12. 1874. С.722-765). О тюркском происхождении башкир, по Флоринскому, свидетельствуют такие характерные этнографические признаки башкир, как длинные куртки, длинные рубахи с большим откидным воротником, низкие войлочные шапки с повернутыми кверху полями, мясная пища, войлочные юрты и соколиная охота. Тогда как для финских народов типичны короткие рубахи с узким воротом и поясом, меховые или с меховым околышем шапки или шляпы, отсутствие мясной пищи, дома и землянки. В пользу тюркской принадлежности башкир говорит и их тюркский язык. В свете рассматриваемой проблемы большой интерес представляют исследования антропологов. В 1876 году в «Трудах общества естествоиспытателей при Казанском университете» было опубликовано исследование Н.М.Малиева по антропологии башкир. Для измерений он старался выбрать тех башкир, которые жили в более уединенных местах и «исследовать таких субъектов, которые могут считаться действительными представителями этого народа». Таких башкир он нашел в Белебеевском и Стерлитамакском уездах Уфимской губернии. Автор исследовал 40 человек, а также 5 черепов (3 мужчин, 2 женщин) одного из башкирских кладбищ Белебеевского уезда. Результаты исследования привели его к выводу, что башкир надо делить на два типа: — степной, который характеризуется «широким, плоским лицом, прямым, широким и вдавленным у корня носом, выдающимся вперед подбородком, большой головой, средним ростом»; — лесной — «горбоносый, с длинным лицом, овальным выпуклым профилем, высокого роста» (Антропологический очерк башкир. Т. 5. Вып. 5. С. 22). То обстоятельство, что «башкирские черепа отличаются от финских своими сравнительно большими размерами, большой вместимостью, преобладающим развитием в ширину, вертикально спускающимся затылком» (с. 26), говорит о тюркском происхождении башкир. Известным антропологом П.С.Назаровым, сыгравшим большую роль в антропологическом исследовании башкир, было измерено 163 человека. Ценность его данных заключается в том, что он брал людей для исследования из разных родов и установил, что в них элементы различных физических типов, а это, в свою очередь, свидетельство того, что башкиры есть «конгломерат племен по преимуществу тюркских» (К антропологии башкир. // Дневник антропологического отдела императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Вып. 2. М., 1890. С. 37-54; К антропологии башкир (на основании новых материалов). // Дневник антропологического отдела… Вып. 9. М., 1890. С. 350-367). А.Н.Харузин, опираясь на цифровые данные П.С.Назарова, выдвинул предположение о близости тангаурских башкир к киргизам, а бурзянских, усерганских и отчасти кыпчакских — к узбекам (Заметка к статье П.С.Назарова «К антропологии башкир» (Дневник антропологического отдела… Вып. 2. М., 1890. С. 54-59). Кроме указанных исследователей, в этой области занимались итальянский ученый Соммье — измерял 70 солдат Оренбургского кавалерийского полка и 4 мужчин из деревни Ташбулатово Оренбургской губернии (О башкирах. Записки Уральского общества любителей естествознания. Т. 13. Вып. 1. Екатеринбург, 1861—1892. С. 22-34), Вайсенберг измерял 65 башкир, служивших в гарнизоне одного из южнорусских городов (Ein Beitrag zur Antropologie der Turkvolker. Baschkiren und Meschtscherjaken. // Zeitschrift fur Ethnologie. T. XXIV. Berlin, 1892. С. 181-235), Д.П.Никольский измерял в Екатеринбургском уезде Пермской губернии – 22, Шадринском уезде Оренбургской губернии – 56 человек, а также наблюдал за 80 заключенными башкирами (Башкиры. Этнографическое и санитарно-антропологическое исследование. СПб., 1899. С. 203-334), А.Н.Абрамов измерял 100 башкир Осинского уезда Пермской губернии и Бирского уезда Уфимской губернии (Башкиры. Русский антропологический журнал. Кн. 27-28. №№ 3-4. М., 1907. С. 1-55). Все эти антропологи считали, что их данные свидетельствуют о тюркском происхождении башкир. Это — небольшой или средний рост, большие размеры и вместимость головы, широколицость. С.И.Руденко опубликовал в 1955 г. монографию «Башкиры. Историко-этнографический очерк» (М.-Л.). Она представляет собой переиздание второй части монографии «Башкиры», опубликованной в 1925 году. Книга дополнена новыми главами, в том числе главой «Вопросы этногенеза». С.И.Руденко одним из первых в отечественной науке подошел к решению проблем этногенеза, используя комплексный метод. Он заключается в одновременном привлечении данных различных наук — этнографии, антропологии, археологии, истории и лингвистики. Исходя из такого подхода, Руденко дает следующую схему этногенеза башкир. Территория Башкирии во II тысячелетии до н.э. была населена племенами европеоидного типа. В начале I тысячелетия, не позднее VIII в. до н.э., с востока проникли племена монголоидного типа, которые в VII в. до н.э. стали одним из существенных компонентов в физическом типе населения Башкирии. Монголоидные черты этих племен не были ярко выраженными в результате смешения с местными племенами европеоидного типа. С.И.Руденко предполагает, что большинство населения Башкирии пользовалось древним башкирским языком. Этнически автор считал допустимым связывать древних башкир с тиссагетами (по Геродоту) для северо-западной территории Башкирии и с савроматами и иирками для южной и восточной территории. С первых веков н.э. можно рассматривать башкир «как единую группу племен с бытом, обусловленным в какой-то мере кочевническим скотоводством в сочетании с охотой в степной полосе, в горной же и в лесной полосе с преобладанием занятий охотой, пчеловодством, в известной мере земледелием в сочетании с оседлым скотоводством» (с. 351). Таким образом, основные этнические признаки башкир (физический тип, язык, хозяйственная деятельность и связанная с ней материальная культура), по мнению Руденко, сформировались к первым векам нашей эры. Бурные исторические события последующих эпох, особенно начиная со времени Великого переселения народов, не могли не отразиться на физическом типе, быте и языке башкир. «Однако, — пишет Руденко, — ни контакт с северными финно-угорскими племенами, ни проникновение на территорию Башкирии гуннских, позднее татаро-монгольских, казахских племен, ни взаимосвязи с калмыками и, наконец, позднейшее проникновение с запада таких народностей, как казанские татары и мишари, коренным образом не изменили ни физического типа, ни языка, ни быта башкир» (с. 351). В настоящее время гипотеза С.И.Руденко поддерживается археологом Н.А.Мажитовым. Тюркская теория получила четкое оформление в трудах Р.Г.Кузеева. К решению проблемы происхождения башкир ученый привлек широкий круг источников — шежере, номенклатуру башкирских родов и племен, тамги, сведения средневековых авторов, данные археологии, антропологии, топонимики, фольклора. Исследования же увенчал фундаментальный труд «Происхождение башкирского народа: этнический состав, история расселения» (М.: Наука, 1974). По мнению Р.Г.Кузеева, процесс формирования башкирской нации прошел следующие этапы. Первый этап — с середины I тыс. н.э. до рубежа VIII—IX вв. — характеризуется выделением из раннесредневековых племенных общностей и формированием на основе их взаимодействия и смешения основных компонентов древнебашкирского этноса. На Сырдарье и в Приаралье, в печенежской этнической среде складывается группа древнебашкирских племен. Этническую основу группы составляли древнетюркские и в меньшей степени тюркизированные древнемонгольские родо-племенные образования, предшествующая этническая история которых развивалась в преимущественно тюркской среде Центральной Азии и Алтая в эпоху кульминационного этапа тюркской миграции на запад (усерган, бурзян, байлар, сураш, тангаур, ягалбай, тамьян, ун, бишул, кудей). Дальнейшая история этих племен протекала в тесном контакте и при этническом смешении с тюркскими, сармато-аланскими и угорскими племенами Приаралья и присырдарьинских степей. Общее направление кочевнической миграции той эпохи обуславливает дальнейшее движение древнебашкирских племен в прикаспийские степи и в Приазовье, где они оказались в сфере этноисторической деятельности булгарских племен, с которыми у древних башкир прослеживаются генетические связи с более ранних времен. В центральном районе Бугульминской возвышенности в VIII — начале IX в. формируется булгаро-мадьярская племенная группа, которая представляет собой сложный синтез булгарских или булгаризированных тюркских племен с угорскими, преимущественно древнемадьярскими племенами при доминирующей роли древнетюркского (булгарского) компонента (юрматы, юрми, еней, гайнатархан, кесе, буляр, мишар, нагман, юламан, имес, юрмын). В сложении булгаро-мадьярского компонента приняли участие тюркизированные угры, мигрировавшие в Волго-Уральский регион из Приаральской области или Западной Сибири. Приуралье и долина среднего течения р.Белой издавна были районом расселения и зоной активного взаимодействия местных финно-угорских племен с пришлыми родо-племенными группами сармато-аланского происхождения (сызгы, упей, терсяк, уваныш и др.). Второй этап. Миграция древнебашкирских племен и их взаимодействие в IX—X вв. с булгаро-мадьярскими и испытавшими сармато-аланское воздействие финно-угорскими племенами была узловым периодом в становлении древнебашкирского этноса. Культурно-языковая ассимиляция булгаро-мадьярских и местных финно-угорских родо-племенных образований в древнебашкирской этнической среде завершилась позднее. Однако этнические процессы в конце I тыс. н.э., в которых ведущую роль сыграли пришлые древнебашкирские племена, имели результатом сложение башкирской племенной общности, послужившей основой для дальнейшего становления народа. Процессы этнической интеграции характеризуемой эпохи обусловили новое, «древнебашкирское» направление формирования языка и культуры населения Приуралья и Бугульминской возвышенности, т.е. территории древней Башкирии. Третий этап. XI — начало XIII в. — этап дальнейшей консолидации упомянутых выше компонентов древнебашкирского этноса при сохранении ведущей культурно-языковой роли пришлых башкирских кочевников. Степная культура и тюркский язык формирующейся общности развивались за счет притока новых групп тюркоязычных кочевников (ай, тырнаклы, каратавлы, тау, сарт, мурзалар, кумлы, истяк и др.) с востока. На культуру и особенно антропологический тип башкирского этноса в эпоху его становления значительное воздействие оказали смешение и этническая интеграция с булгаро-угорскими племенами Приуралья и Бельской долины. Территория древней Башкирии в эту эпоху расширяется в результате расселения древнебашкирских племен в направлении Южного Урала и лесных районов нижнего течения р.Белой. Четвертый этап. В XIII—XIV вв. имеет место мощный приток в Башкирию кыпчакизированных племен (кыпчакская группа — кыпчак, канлы, гэрэ, сары, кошсы, туркмен, бушман, джете-уру, байулы, кармыш, киргиз, елан, казанчи; катайская группа – катай, найман, балга, маскар, сальют, борэ, балыксы; табынская группа – табын, уйшин, суюндук, дуван, кувакан, сырзы, теляу, барын, бадрак, таз; минская группа – мин, кырк-уйле, куль, суби, миркит). Кыпчакская миграция окончательно предопределяет культурное и языковое развитие древнебашкирского этноса в направлении к формам, характерным для современного этнического облика башкирского народа. В XIII—XIV вв. территория Башкирии существенным образом расширяется к востоку и северу и принимает очертания, близкие к современным. Пятый этап. В XV — первой половине XVI в. этнические процессы предшествующей эпохи углубляются и признаки, определившиеся кыпчакским этапом этнокультурного развития, постепенно стабилизируются. Смешение башкир с ногайцами на юге и финно-уграми на севере хотя и оказало определенное влияние на формирование региональных этнографических групп формирующейся народности, но не изменило общего направления развития этнической консолидации башкирской народности. В XVI в. башкирские племена расселяются на всей территории, которую они занимали вплоть до XIX в. (кроме районов челябинского Зауралья). В конце XV — первой половине XVI в. этнические, территориальные, социально-экономические и политические предпосылки, необходимые для завершения формирования башкир в народность, сомкнулись. Присоединение большинства башкирских племен во второй половине XVI в. к России и объединение башкирского этноса в составе единого государства знаменовало собой завершение консолидации башкирского народа. Известный башкирский этнограф Н.В.Бикбулатов также поддерживал тюркскую теорию. Заслуживает особого внимания его статья «Этноним «башкорт» (Башкирская этнонимия. Уфа, 1987. С. 29-48). В начале автор дает обзор существующих теорий о происхождении этнонима «башкорт», подчеркивая, что гипотезы были построены на народных толкованиях или на историко-семантическом анализе слова. Н.В.Бикбулатов выдвинул свою гипотезу происхождения этнонима. В сообщении Гардизи (XI в.) упоминается военачальник Башгирд. Он был предводителем 2000 всадников. По мнению исследователей, Гардизи писал о событиях более раннего времени, чем XI век. Вот этот Башгирд «был той реальной личностью, от имени которого берет начало этноним «башкорт» (с. 42). Это произошло в VIII — не позднее начала IX в. южнее современной территории расселения башкир. Этноним башкорт появился «в процессе консолидации башкир в этническую общность более высокого порядка, чем племя или группа нескольких (немногих) родственных племен и родов … в формирующуюся древнюю народность. При этом процесс консолидации зашел настолько глубоко, что он при содействии другого фактора – военно-политической организации – привел к возникновению этнического самосознания башкир, получившего свое выражение в общем этнониме» (с. 43). У тюркских народов переход антропонима в этноним был распространенным явлением. Бикбулатов приводит известные примеры. Османские турки (по имени бея Османа), ногаи (по имени хана Ногая), юрюки – кочевой народ в Турции (по имени Юрюка), узбеки (по имени хана Узбека) и др. Гипотеза Бикбулатова об этнониме «башкорт» представляет научный интерес и займет достойное место в историографии этногенеза и этнической истории башкирского народа. Таким образом, тюркская теория происхождения башкирского народа аргументируется все более новыми этнографическими и историческими данными. Участие многочисленных тюркских и тюркизированных племен в этногенезе башкир не вызывает сомнений. Спорным остается вопрос о времени формирования башкирского народа. Различные точки зрения по этому вопросу естественны. Дальнейшие исследования будут способствовать более глубокому и аргументированному раскрытию сложнейшего процесса этногенеза башкирского народа.

Обсудить на форуме
Поделиться:
Источник не указан
Автор не указан

 
| Напечатать | Комментарии (1)
[19 августа 2008] | Просмотров: 820 Опубликовал: admin Оцени статью!

Другие новости по теме:
  • Этногенез башкир
  • Башкирия IX-XIII вв.
  • Древние башкиры
  • Этногенез и этническая история башкирского народа.
  • О башкиро - венгерских этнических связях.
  • Первые письменные сведения о башкирах.
  • Башкирия IX-XIII вв.

  • Информация
    Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.

    Новости Уфы. История, культура Республики Башкортостан

    {announce}
    {inform_bashtar}
    Новости
      Шаман из Якутии «идущий изгонять Путина» устроил массовый митинг в Чите 
      Почему молодежь Башкортостана уезжает из республики? 
      Наконец-то: Во Всемирном курултае башкир сменится руководство 

    башкирская культура

      Ответ Белому шуту 
      Почему татарские актеры отказались сниматься в сериале «Зулейха» с Чулпан Хаматовой 
      В Башкортостане не забывают корни, даже если это идет вразрез политики нынешнего президента 

    история башкир

      Род древних башкир был сопоставим по размеру с хазарами. 
      ҠАНИФА ЮЛЫ 
      История не терпит лжи: открытое письмо башкирских историков 

    башкирская литература

      Яңы йыл байрамы 
      Әнисә Таһирова – ул башҡорт шиғриәте юғарылығы 
      Беренсе кластар өсөн байрам сценарийы 
      Яңы йыл 
      Яңы йыл тураһында шиғырҙар 
      ПО КРОВИ НЕ БАШКИР 
      «ДЕКАБРИСТЫ» И «ОЛИМПИЙЦЫ» 
      Һаумы Яңы йыл! 
      Башкирский Дед Мороз 
      Яңы йыл менән, дуҫтар! 
      Ап-аҡ ҡарға баҫа Яңы йылым 

    Башкирская политика

      Смерть национальной журналистики Башкирии. Почему никого не нужно спасать? 
      "Мы никогда не были экстремистами": активисты "Башкорта" ответили Радию Хабирову 
      Фарс, диктатура и политическая незрелость команды Хабирова: итоги V Всемирного курултая башкир 

    башкирская кухня

      Кыҙыл эремсек 
      Как использовать микроволновку? 
      Как приготовить плов из баранины 

    Слово автору

      ПО КРОВИ НЕ БАШКИР 
      Салауат ӘБҮЗӘР: БЕҘ! 
      Подвиг штрафников-танкистов. Грузия 1992 г. 
    У нас имеется

    . © bash-portal.ru 2008. Создание сайта www.ak-ufa.ru
    Башпортал - Баш-портал. Все о Башкортостане - уфимский журнал - культура, литература, новости уфы, политика, музыка и песни бесплатно, видео новости, обзор прессы, СМИ, башкирские шрифты. При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на www.bash-portal.ru обязательна. Данная информация предназначена для лиц старше 18 лет.
    Обратная связь | Размещение рекламы на портале | О проекте
    .