Башкирский портал.
 добавить в избранное
 RSS лента
. : Главная : . Происшествия Стихи Музыка Литература Недвижимость Знакомства Башфорум
Башкирский язык Башкирские сайты История Государство Магазин Общение Создание сайтов Интересное

    
Поиск
 
    
Популярные новости:
    
Заработок для сайтов
    
Партнеры

Республиканская молодежная газета 'Йэшлек'(архив)
    
Календарь

Июль 2019 (5)
Январь 2019 (2)
Ноябрь 2018 (20)
Апрель 2018 (8)
Март 2018 (13)
Февраль 2018 (2)
    
Полезное

|
    
Реклама
M



Салават Юлаев - герой башкирского народа

Главная, История
Имя Салавата Юлаева - национального героя башкирского народа, верного соратника Емельяна Пугачева, популярно и любимо многими людьми, будь то башкир, русский, татарин, удмурт, чуваш или представитель какой-либо другой национальности. Совсем молодым Салават примкнул к восстанию. Лихой наездник, поэт и импровизатор, он был мало кому известен за пределами родной волости. Но неукротимая энергия, храбрость, целеустремленность, преданность делу, популярность среди многонациональных народных масс снискали ему заслуженную славу и сделали предводителем не только своего народа, но и одним из видных руководителей всей Крестьянской войны 1773 - 1775 гг. "Его помыслы, - пишет народный поэт Башкирии Мустай Карим, - намного опережали время. Из всех предводителей десятков башкирских восстаний он первый предугадал, что свободу и независимость невозможно завоевать в одиночку, потому он пошел к русскому казаку Емельяну Пугачеву и под свое знамя собрал не только башкир, но и другие народности, живущие в башкирском крае. Пробудившись сам, словом и делом пробудил он подлинное национальное самосознание башкир, самосознание, вытекающее из понимания общности судеб разных народов, исключающее превосходство одних над другими".

Народ пронес память о своем герое через века. Салават был еще жив, а о нем и его храбрых воинах пели песни, рассказывали предания. "Есть однако у башкир и свои давние песни, переходящие из поколения в поколение, таковы песни Салавата, о Салавате…", - отмечал Р. Г. Игнатьев. Признавая огромную роль в воспитании Салавата и его отца Юлая, генерал-аншеф П. И. Панин в реляции Екатерине II, говоря о них как "о самых главных в башкирском народе предводителях", отмечал, что они "подлежательны по всей справедливости, быть в сердце народа казнены , для прочнейшего онаго на будущия времена устрашнения". "Целых сто лет его грозное имя было запретным, - пишет Мустай Карим, - за весь век во всей Башкирии ни одного младенца не нарекли Салаватом. Наречь его именем новорожденного считалось дерзостью, равнозначащей государственному преступлению…Огонь, зажженный Салаватом, слуги царя тщательно закапывали в землю, но он не погас, только все глубже и глубже уходил в недра народной души. Прежде всего я имею в виду его стихи и песни…Их сжигали, за них обвиняли и били кнутом, враги поэта и недруги народа их извращали, вкладывая в них противные правовому делу и интернациональному духу Салавата мысли и устремления, но в устах истинных сэсэнов они вновь воскресали в своем первозданном виде". Преданная царизму феодально-старшинская верхушка всячески старалась вытравить из памяти народа образ Салавата Юлаева. О нем запрещали рассказывать предания, слагать и петь песни. Так, например, житель деревни Казырбаш Салаватского района БАССР Гафирьян Султанов вспоминал, что, когда в 1890 г. он по просьбе народа заиграл на скрипке мелодию о Салавате и запел, то был арестован урядником.

Жестокие репрессии привели к тому, что "…население Башкирии к XX веку, несомненно, позабыло многое из того, что могло бы рассказать раньше…". Наряду с произведениями башкирского фольклора, о Салавате слагались песни, предания и русскими-уральскими крепостными крестьянами, рабочими, казаками, которые вместе с батыром и под его руководством принимали участие во многих сражениях. Однако в силу упомянутых выше причин, многие из этих произведений не дошли до нас. Одним из первых интерес к личности Салавата - поэта и воина - проявил поэт-декабрист П. М. Кудряшев, проживавший в 20-х годах XIX в. В Оренбурге. Он хорошо владел башкирским, татарским и казахским языками, занимался изучением истории и народного творчества башкир. По свидетельству оренбургского историка И. Казанцева, Кудряшеву принадлежит и первый перевод на русский язык и песни о Салавате Юлаеве. "О нем (Салавате - В. С.), как об отличном наезднике-батыре, долго сохранялась составленная башкирцами (Ир) песня… эта песня хорошо переведена в стихи г. Кудряшевым и напечатана в 1820 г. в журнале, издаваемым гг. Измайловым и Свиньиным и предложена на музыку бывшим полковником Алябьевым". (Известный русский композитор А. А. Алябьев в то время отбывал ссылку в Оренбурге.) В XIX в. Фольклорный материал о Салавате и песни самого Салавата лишь в незначительном количестве можно встретить в произведениях В. Зверова, И. Казанцева, С. Рыбакова, К. Горбунова, М. Лоссиевского, Д. Мамина-Сибиряка, а также Ф. Нефедова и Р. Игнатьева. Произведения двух последних являются особенно ценными в том отношении, что в них наиболее полно раскрывается образ Салавата. Но, кроме того, ими были записаны, а затем были опубликованы в русских переводах и тем самым сохранены предания, стихи и песни о Салавате и самого Салавата, ранее бытовавшие только в устной форме. Многие из них почти без изменений дошли до наших дней.


О детстве и юности Салавата на Южном Урале, особенно в Башкирии, бытует много преданий. Большое место в них отводится силе, ловкости, сообразительности героя. Он всегда выходит победителем на состязаниях: быстрее всех скачет на коне, метко стреляет из лука, ему нет равных среди сверстников в борьбе. Очень популярны рассказы о поединках юного батыра с орлами, волками, но особенно часто о схватке Салавата с медведем. Эти юношеские подвиги Салавата способствовали превращению его в настоящего батыра, сила и ловкость которого наполняли радостью сердца соотечественников, видящих в нем своего избавителя и связывающих с ним надежды на будущее. Образ Салавата представляется в традиции народных преданиях о сильных людях-батырах. Характерен в этом случае показ богатырской внешности и большой силы героя. "Салават здоровенный был, двадцать два пуда с половиной тянул. Поставной такой, белорусый, красивый. Он сильный человек был. ,За лошадь за хвост или за колесо за ноздри к хвосту лошади привязали, чтоб лишнего не озоровал, а то он лошадь мог перевернуть". И в башкирских, и русских преданиях Салават часто изображается в возвышенном стиле, преувеличивается его сила и удаль. Первые юношеские подвиги Салавата-воина предания связывают с выступлением его против насильственного захвата башкирских земель. Когда вспыхнуло восстание Салават, направленный подавлять повстанцев, переходит на их сторону. Популярность Салавата быстро растет. Он только еще находится под Оренбургом, а слухи о его ратных подвигах распространились по всей Башкирии. Народ начинает подниматься на борьбу. Предания ярко отражают этот период, показывая связь и поддержку народом Салавата. В этом отношении выразительно башкирское сказание "Юлкай и Башаргул", рассказывающее о присоединении к Салавату башкир, живущих в долине реки Зилин. Освобождение Башкир от засилья заводчиков-колониалистов, возращение земель, захваченных насильственным и обманным путем - это объединяет вождя Салавата с народом. В войске Салавата наряду с башкирами были русские, татары, удмурты, марийцы и представители других национальностей. Русские крестьяне и работные люди видели в нем соратника царя-батюшки, избавителя народа от гнева помещиков и заводчиков. В бытующих русских преданиях и песнях о Салавате прославляются его боевые подвиги, показывается любовь русского народа к бесстраному батыру. Про жизненый путь Салавата Юлаева смотри также на www.museum.nnov.ru и на www.tatar-history.narod.ru

Обсудить на форуме
Поделиться:
Источник не указан
Автор не указан

 
| Напечатать | Комментарии (0)
[7 октября 2008] | Просмотров: 6530 Опубликовал: admin Оцени статью!

Другие новости по теме:
  • Племя Усерган
  • Петр Иванович Рычков
  • Знакомства на башкирских сайтах
  • В предстоящие выходные переходим на "зимнее время"
  • Башкирский китаец едет на Олимпиаду на лошади

  • Информация
    Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.

    Новости Уфы. История, культура Республики Башкортостан

    {announce}
    {inform_bashtar}
    Новости
      Шаман из Якутии «идущий изгонять Путина» устроил массовый митинг в Чите 
      Почему молодежь Башкортостана уезжает из республики? 
      Наконец-то: Во Всемирном курултае башкир сменится руководство 

    башкирская культура

      Ответ Белому шуту 
      Почему татарские актеры отказались сниматься в сериале «Зулейха» с Чулпан Хаматовой 
      В Башкортостане не забывают корни, даже если это идет вразрез политики нынешнего президента 

    история башкир

      Род древних башкир был сопоставим по размеру с хазарами. 
      ҠАНИФА ЮЛЫ 
      История не терпит лжи: открытое письмо башкирских историков 

    башкирская литература

      Яңы йыл байрамы 
      Әнисә Таһирова – ул башҡорт шиғриәте юғарылығы 
      Беренсе кластар өсөн байрам сценарийы 
      Яңы йыл 
      Яңы йыл тураһында шиғырҙар 
      ПО КРОВИ НЕ БАШКИР 
      «ДЕКАБРИСТЫ» И «ОЛИМПИЙЦЫ» 
      Һаумы Яңы йыл! 
      Башкирский Дед Мороз 
      Яңы йыл менән, дуҫтар! 
      Ап-аҡ ҡарға баҫа Яңы йылым 

    Башкирская политика

      Смерть национальной журналистики Башкирии. Почему никого не нужно спасать? 
      "Мы никогда не были экстремистами": активисты "Башкорта" ответили Радию Хабирову 
      Фарс, диктатура и политическая незрелость команды Хабирова: итоги V Всемирного курултая башкир 

    башкирская кухня

      Кыҙыл эремсек 
      Как использовать микроволновку? 
      Как приготовить плов из баранины 

    Слово автору

      ПО КРОВИ НЕ БАШКИР 
      Салауат ӘБҮЗӘР: БЕҘ! 
      Подвиг штрафников-танкистов. Грузия 1992 г. 
    . © bash-portal.ru 2008. Создание сайта www.ak-ufa.ru
    Башпортал - Баш-портал. Все о Башкортостане - уфимский журнал - культура, литература, новости уфы, политика, музыка и песни бесплатно, видео новости, обзор прессы, СМИ, башкирские шрифты. При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на www.bash-portal.ru обязательна. Данная информация предназначена для лиц старше 18 лет.
    Обратная связь | Размещение рекламы на портале | О проекте
    .